Эмоциональный интеллект руководителя

Как развить эмоциональный интеллект и почему важно понимать свои и чужие эмоции. Как научиться управлять негативными эмоциями и атмосферой контакта?
Эмоциональный интеллект руководителя Статья от HoReCa Training Юлия Фандюшина
БЛОГ

Эмоциональный интеллект руководителя

Как развить эмоциональный интеллект и почему важно понимать свои и чужие эмоции. Как научиться управлять негативными эмоциями и атмосферой контакта?
Юлия Фандюшина - основатель и ведущий бизнес-тренер в HoReCa Training
Основатель и ведущий бизнес-тренер
в HoReCa Training

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность осознавать свои эмоции и управлять ими, а также понимать эмоции других и уметь управлять состоянием и атмосферой контакта.
Для руководителя эта способность критически важна, так как она напрямую влияет на эффективность лидерства, коммуникацию с командой и принятие решений.

Почему эмоциональный интеллект важен для руководителя?

  • Осознание и управление собственными эмоциями
    Это помогает руководителю оставаться спокойным и собранным в стрессовых ситуациях, а также принимать взвешенные решения.
  • Понимание эмоций других
    Это позволяет руководителю лучше взаимодействовать с сотрудниками, учитывая их чувства и мотивацию.
  • Управление атмосферой контакта
    Руководитель может создавать позитивную рабочую атмосферу, что способствует повышению продуктивности и удовлетворенности работой.

Основные качества руководителя с высоким ЭИ:

Эмпатия: Способность понимать и разделять чувства других.

Вдохновение: Умение мотивировать и воодушевлять команду на достижение общих целей.

Разрешение конфликтов: Эффективное управление конфликтными ситуациями для поддержания гармонии в команде.

Саморегуляция: Контроль над собственными эмоциями и реакциями в сложных ситуациях.

Адаптивность: Восприятие изменений как возможностей для роста и развития.

Как развивать ЭИ?

Развитие начинается с осознания своих собственных эмоций.
Важно научиться осознавать свои эмоции, назвать их и начать ими управлять.

Как формируется эмоция?

1
Возникает ситуация, которая запускает эмоциональную реакцию
2
Выделяются соответствующие гормоны
3
Возникают ощущения в теле
4
Формируется эмоция
5
Дополняется мыслью
6
Оформляется решение
7
Осуществляется действие

Эмоциональная дуга

Эмоциональная дуга. Эмоциональный интеллект руководителя статья HoReCa Training

Чтобы изменить программу, нужно:

  1. Взять паузу до действия
  2. Пройтись по этапам назад и понять, что я чувствую, какие эмоции ощущаю, есть ли у меня решение?
  3. Задать себе вопрос: какова моя цель? Каково мое предназначение?
Пример: на меня наорал гость, хочу ему резко ответить, останавливаюсь и задаю вопрос себе: а какая у меня цель? Зачем я здесь? Зачем мне на него повышать голос?
Это принцип проактивности.

Рецепт для изменения программы:
просто вспомнить о том, что нужно остановиться, послушать себя, а только потом совершить действие.

Эмоциональная дуга

Эмоциональная дуга. Эмоциональный интеллект руководителя статья HoReCa Training

Упражнение на осознание своих социальных эмоций. Как осознать эмоцию?


  • Поставьте на ежедневной основе рандомно 3 напоминания в телефоне с вопросом «Что я сейчас чувствую?».
  • Вы увидите, какой спектр эмоций вы испытываете в течение дня.
  • Проанализируете причины этих эмоций — это и будут первые шаги к управлению эмоциями.

Когда вы поняли, что и когда чувствуете, разберитесь, почему так происходит: почему я радуюсь, почему я злюсь?

Как научиться управлять негативными эмоциями?

Самый простой способ справиться с негативными эмоциями — лишить их энергии, которую они получают с вашими мыслями и вниманием. Если удастся переключиться на что-то другое, эмоции быстро гаснут. Проще всего перевести внимание на дыхание, оно всегда с нами и на нем легко сконцентрироваться.
  • С позиции жертвы на позицию ученика
    Если в жизнь приходят неприятности, мы порой спрашиваем себя: «Почему?», «За что мне это?».

    Такая постановка вопроса отражает позицию жертвы, создает негативный настрой и отнимает у нас силы.
    Жалость к себе и ненависть к другим заполняют ум, что переключает нас с решения проблемы на выражение эмоций. Мысли непродуктивны и крутятся по кругу.

    Разорвать этот круг можно, переключившись с позиции жертвы на позицию ученика.
    Задайте себе такие вопросы: чему меня это учит? Чему я должен научиться, чтобы разрешить проблему?
    В этом случае мы направляем силы на решение проблемы, а не на выработку негативных эмоций.
  • «Я всегда прав, даже если не прав»
    Каждому человеку хочется быть правым. Это нормально.

    Нужно понять, что это норма не только в отношении нас самих, но и в отношении других людей. Не нужно отбирать у них право на выражение собственного мнения.

    Желание быть правым приводит ко множеству негативных ситуаций и эмоций. Главное — гибкая внутренняя установка: «Я знаю, как это сделал бы я, но другой человек может сделать по-другому».

Типичные ошибки при управлении атмосферой контакта внутри коллектива с подчиненными и с Гостями

  • Недооценка значимости эмоций, попытка убедить, что проблема не стоит таких эмоций.
    Такая реакция вызывает обиду и ощущение, что «меня не понимают».
  • Попытка заставить человека немедленно перестать испытывать эмоцию.
    Чаще всего мы боимся проявления негативных чужих эмоций. А от страха человек стремится побыстрее избавиться.
  • Сразу же давать советы и предлагать решение проблемы.
    Человеку, у которого что-то произошло, прежде всего, важно выговориться и получить поддержку.

Алгоритм управления атмосферой контакта:

1
Осознать свою эмоцию
2
Осознать и понять эмоцию партнера
3
Определить цель, учитывающую и мои интересы, и интересы партнера
4
Подумать, какое эмоциональное состояние нас обоих поможет взаимодействовать более эффективно
5
Предпринять действия, чтобы самому оказаться в нужном эмоциональном состоянии
6
Предпринять действия, чтобы помочь партнеру оказаться в нужном эмоциональном состоянии

Советуем литературу про ЭИ

Что почитать, чтобы углубиться в тему

«Эмоциональный интеллект. Российская практика» Сергей Шабанов, Алёна Алешина

«Эмоциональный интеллект руководителя» Карузо Дэвид, Питер Сэловей — основатели концепции EQ

Пройдите управленческий тренинг от HoReCa Training «Эмоциональный интеллект руководителя (EQ) для управления персоналом в гостиницах и ресторанах»

Изучите и другие наши статьи: